knebeckaize (knebeckaize) wrote,
knebeckaize
knebeckaize

Category:

Продолжение жутких жутиков от Старого

Оригинал взят у staryiy в Как мы чуть не сожгли Леху (часть вторая)
Часть первая здесь.
Сначала - два небольших технических пояснения.
Первое. Когда двигатель стоит на самолете - добраться до него можно снизу - через два больших откидных люка, которые открываются, как вспоротое брюхо кита и - через пару небольших лючков сверху фюзеляжа. Понятно, что эти люки во время полета, ну и обычной эксплуатации самолета закрыты, открываются они для выполнения регламентных работ, а, так же - при газовке двигателя - для контроля герметичности всех систем, etc.
Второе. Как запускается авиационный двигатель? пусковая системаПодается топливо к форсункам основной КС (камеры сгорания), пусковыми воспламенителями поджигается топливо-воздушная смесь и т.д. и т.п. Но предварительно его надо, условно говоря, раскрутить - чтобы от компрессора в ОКС пошел мощный поток воздуха. Для этой цели используется турбостартер, который представляет собой, по сути, такой же турбореактивный двигатель, только маленький, где-то около метра в длину. И уже он через привод раскручивает вал основного двигателя. Сам турбостартер запускается от электростартера, а уже тот - либо от мощного бортового аккумулятора, либо от наземного источника.
pc070777Фишка в том, что у ТС (если точнее - ТС-21 - именно такой устанавливался на АЛ-21Ф-3) после его камеры сгорания и турбины также образовывается реактивная струя. Поскольку, в отличие от основного движка, ее направлять назад некуда (там находится другое оборудование), да и незачем - конструкторы через выхлопной кожух направили ее тупо вниз, на бетонку. При этом стоять рядом на запуске не рекомендовалось - турбостартер работал хоть и недолгое время - порядка 30 секунд, но температура струи была 760 градусов (заброс на запуске - до 1000).
Итак, ситуация. Вокруг самолета стоит куча народу: весь состав нашей доблестной группы ДРиААД во главе с вашим покорным, начальник ТЭЧ с замом, инженер полка по СД, даже зам командира полка по ИАС подъехал. Доработчик Леха (их еще так в полках называли, т.к. те работы, которые они выполняли по выпускаемым промышленностью бюллетеням - официально назывались "доработки") сидит снизу под самолетом и задумчиво смотрит в распахнутые люки на двигатель и даже пытается там что-то ковырять.
Тем временем инженер по СД Валера Дубинин - кажется, это был он - залезает в кабину и решает еще раз газануть двигатель.
Вы все, наверное слышали ставшее крылатым выражение "От винта!" и, наверное, не подозреваете, что это отнюдь не аналог гагаринского "Поехали!", а вполне официальная предварительная команда, которая обязательно подается при запуске винтовых двигателей. И, пока запускающий не услышит ответную команду: "Есть - от винта!" (которую подаст тот, кто убедится, что в зоне винта никого и ничего нет) - он не подаст следующую: "Запуск" и не нажмет на кнопку пуска, не услышав предварительно "Есть - запуск!". Аналогично - на турбореактивных двигателях: "От двигателя!" - "Есть от двигателя!"
Такие вещи доводятся до автоматизма, но, к сожалению, иногда это может сыграть злую шутку. Так и случилось в этот раз. Возможно, еще куча произведенных пусков как-то притупили нашу бдительность. Валера в кабине кричит: "От двигателя", ему отвечает дружный хор стоящих рядом с самолетом - "Есть от двигателя!" "Запуск!" - "Есть запуск!"
За 2 секунды до запуска ТС всегда раздается сильный характерный треск - это производится так называемая "тренировка" свечей зажигания - на них предварительно подается электропитание, прежде чем запустится турбостартер. Этот треск и услышал Леха, сидящий на корточках аккурат под выхлопным кожухом.АЛ-21Ф-3Я никогда не видел, чтобы человек так быстро бегал на четвереньках. И таких огромных глаз - тоже никогда у Лехи не видел. Красота повествования требовала бы написать: и такого мата никогда не слышал, но этого, честно скажу - не было. Леха изумленно-обиженно смотрел на нас своими распахнутыми глазами и повторял, заикаясь: "Ввввыы, чччто - оооохххх&ели?"
Блинннн, Леха... Все кинулись - кто - обнимать, другие - трясти, третьи - участливо трогать счастливо спасшегося доработчика за рукава.
Валере показали скрещенные руки - "Стоп". Он заглушил двигатель, вылез из кабины, вник в ситуацию и они вдвоем с начальником ТЭЧ повели Леху отпаивать казенным спиртом. Леха был человеком отходчивым и простил нас. И, кстати, хорошо, что зам по ИАС уехал незадолго до этого - звездюлей всем бы хватило. За дело, впрочем.
Ну а движок мы потом сняли и отправили на ремзавод, ибо такие дефекты в условиях ТЭЧ АП не устранялись.


Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Память

    Я помню, кто чему меня научил. Мама научила меня считать, папа читать, благодаря бабушке выучила, как называются дни недели, прадедушка рассказал,…

  • Две курицы

    Знакомая работает в детском саду. Есть у них две вечно всем недовольные мамаши. Последние два скандала от них: детям не дают бесплатные пижамы; не…

  • Мужики что-то не те пошли...

    Наблюдаю за неженатыми друзьями мужа, слушаю, что о девушках они говорят. Так вот, любви нет, есть удобные с квартирами, с отцом помощником…

promo knebeckaize june 24, 2020 22:21 396
Buy for 10 tokens
 За двухдневный прогул - забухала с коллегами со старой работы (мне всё доложили, ха-ха). У самой четверо! детей и нет мужа - о чем вообще баба думала? Просила, умоляла, на колени падала, обещала, что такое не повторится. Уволила безо всякого сожаления; она взрослый человек и, идя на пьянку,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments