knebeckaize (knebeckaize) wrote,
knebeckaize
knebeckaize

Categories:

Как мы чуть не сожгли Леху

Бггг, горжусь использованием моего "термина" в таком увлекательном повествовании камарада Старого ))
Оригинал взят у staryiy в Как мы чуть не сожгли Леху
Продолжаю рассказывать свои "жутики", как их называет френдесса knebeckaize — про мою службу в ТЭЧ авиаполка в группе регламента авиадвигателей. Предыдущий "жутик" здесь.
Стоявшие на вооружении в нашей в/ч истребители-бомбардировщики Су-17М3 оснащались турбореактивным двигателем АЛ-21Ф-З, двкоторый делали на Омском моторостроительном заводе. От производства к полку был прикомандирован представитель, который выполнял различные доработки по бюллетеням промышленности, какие-то проверки и все такое прочее. Нашего представителя звали Леха, было ему лет 35, имел в наличии жену и ребенка, которые жили с ним в городке в выделенной квартире.
На аэродроме он сидел в своей комнатке на территории ТЭЧ, пользовался большой популярностью у местного народа, т.к. получал спирт на свои доработки. Его, понятное дело, Леха просто так не раздавал от доброты душевной, имея с этого живительного источника много всяческих выгод.
Собственно, тогда время такое было - спирт был самой ходовой валютой, доллАры тогда еще запрещены были, а рублями никого не удивишь.
Выглядел Леха довольно своеобразно: рыжий, зубы немного торчали вперед, когда улыбался - получалось глуповато. Когда я первый раз смотрел вторую часть "Безумного Макса" и увидел там этого чудика на автожире - то долго и радостно смеялся - он был копией нашего Лехи!

лехаВ общем и целом человеком Леха был неплохим и общительным. Ну и свои обязанности представителя промышленности выполнял вполне добросовестно. Когда на технике выявлялись какие-то неполадки по двигателю, которые не получалось устранить силами группы - созывался консилиум инженеров полка, так же выдергивали представителя из его каморки, чтобы коллективным разумом пробовать решить проблему.
Однажды, после очередной газовки - что это такое, я уже раньше рассказывал - я, осматривая двигатель, заглянул в сопло и увидел, что в форсажной камере, в районе воспламенителя - что-то горит. Двигатель при этом, естественно не работал - иначе бы мне просто не удалось заглянуть внутрь - сдуло бы за отбойник ) Честно говоря, я перепугался, схватил стоявший рядом огнетушитель и залил этот не санкционированный огонек. Конечно, непорядок, когда в форкамере неработающего двигателя что-то само по себе горит. С другой стороны, при работе его температура газов перед турбиной достигает 1100 градусов, а на форсаже - в самой камере - еще больше. Так что этот фитилек, по большому счету был не опасен. Но - что сделано - то сделано.

сопло

На этом фото - как раз видно ту самую злополучную форсажную камеру авиадвигателя АЛ-21Ф-3 (кстати, буквы АЛ в его названии - инициалы его конструктора - Архип ЛюлькА), "маленький" нюанс - вид сзади, т.е. со стороны сопла принадлежит самолету Су-24, тоже оборудованному этим двигателем, как и Су-17. но - в количестве двух штук. Фотки с соплом Су-17 я не нашел, простите.
Но, поскольку, как уже было сказано, движок - один и тот же - фото вполне дает представление, о том, вокруг чего мы все скакали. Ну, а, чтобы представить размеры - могу сказать, что в это сопло вашему покорному слуге приходилось залезать неоднократно, хоть и не в полный рост, но и не ползком. Зачем залезал? Поспать после обеда. Шучу. Хотя, кроме шуток, был у меня такой деятель в группе - механник-"сверчок" (сверхсрочник). Снятый - как правило, по выработке ресурса - двигатель до его упаковки в контейнер для отправки на ремзавод, некоторое время стоит на специальных тележках в ангаре - движок отдельно, форсажная труба - отдельно. Телеги, чтобы не мешали работать - откатывали в дальний угол ангара. Вот этим и попытался воспользоваться хитрожопый механик, но был через некоторое время взят за эту самую свою хитрую часть.
Но вернемся к злосчастному воспламенителю. На фото, в передней части форкамеры - дальней от нас - видны стабилизаторы пламени, стойки которых на предмет люфта мне приходилось периодически проверять - вот для чего я туда забирался. За стабилизаторами уже не видны, но они там есть, как тот суслик - металлические топливопроводы с форсунками. И в верхней части есть пара (тоже "невидимых") воспламенителей, один их которых и стал причиной все этой суеты.
А, кстати, я ведь не уточнил, кто же исполнял ритуальные танцы вокруг злополучной железяки. На тот момент я, будучи стартехом группы, исполнял обязанности начальника группы. Инженер группы был новенький - бывший стартех из группы СС (самолетных систем, на самом деле)), на него надежды не было. Что делать? Пошел я за помощью к зам. начальника ТЭЧ - бывшему нашему начгруппы - тому самому, который когда-то чуть не засосал опять-таки бывшего инженера - Игорешу. Виталий пришел на газовочную площадку, на которой стоял самолет, залез в кабину, по старой памяти с удовольствием сам отгазовал движок, выключил. Пошли смотреть форкамеру. Огонек горит. Снова тушить не стали. Тем более что при опробовании все параметры были в норме, ничего подозрительного. Позвали начальника ТЭЧ, инженера полка по СД и снова газанули. Горит. Причем, сами понимаете, после газовки в камеру-то не залезешь посмотреть, что именно там горит - запечешься, как окорок в духовке. Но по месту расположения пришли к выводу, что на одном из воспламенителей не отсекается топливо, керосин потихоньку подтекает и загорается из-за высокой остаточной температуры в КС.
Пошли смотреть схему, нашли клапан, который, скорее всего, был виноват в этом безобразии. Тут вспомнили про Леху, послали за ним гонца.
Леха пришел сонный, посмотрел на фитилек, согласился с нашей версией и полез под самолет смотреть, как добраться до этого вредного клапана.
(Продолжение следует)


Subscribe
promo knebeckaize october 21, 20:21 17
Buy for 10 tokens
 Сто лет не виделись, со школы. Собственно, особо не страдала, т.к. в школе не сказать, чтобы дружили. Но тут было приятное какое-то чувство, захотелось посидеть, повспоминать...  Предложила зайти в кафешку, выпить по чашечке кофе. Светка с печальным лицом говорит, что у нее сейчас…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments